Предпосылки приватизации и реформирования муниципальных унитарных предприятий в сфере похоронного дела.
Проблематика реформирования ЖКХ городов, и, в частности, объектов ритуально-похоронной инфраструктуры хорошо знакома руководителям муниципальных образований и их представительным органам власти. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ является сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики в сфере приватизации. Не вдаваясь в глубокий анализ причин сложившейся тяжелой ситуации в отрасли можно сделать вывод, что к предпосылкам приватизации или реформирования сектора ЖКХ в целом и его ритуальной составляющей в частности можно отнести следующие:
низкая эффективность управления государственным имуществом и угроза его утраты при банкротстве;
непрозрачность муниципальных бюджетных расходов направляемых в ритуально-похоронную отрасль и их низкая эффективность;
препятствия для свободной конкуренции (нарушение антимонопольного законодательства) выражающееся в согласованных действиях власти по ограничению прав хозяйствующих субъектов в части доступа на кладбища и установления запретительных тарифов для немуниципальных ритуальных фирм;
перекрестное субсидирование содержания кладбищ, когда за счет неучтенных доходов, получаемых муниципальными предприятиями, финансируются работы по захоронению невостребованных лиц и благоустройству кладбищ.
На выбор конкретного варианта реформирования ЖКХ и похоронной сферы города существенное влияние оказывает городское законодательство, регулирующее распоряжение муниципальным имуществом (Устав города, различные Положения об особенностях управления муниципальным имуществом) которое, однако, не должно вступать в противоречие с основными законодательными актами РФ.
В соответствии с «Программой приватизации государственнх и муниципальных предприятий в РФ» не полежат приватизации следующие объекты, входящие в состав имущественного комплекса ритуально МУПа: кладбища, крематории.
Наиболее часто задаваемые вопросы в процессе реформирования ритуально похоронной сферы города (населенного пункта).
1. Кто будет заниматься захоронением «безродных» (невостребованных лиц) в отсутствие муниципального предприятия?
Данные статистических служб и анализ ритуально-похоронной сферы практически в любом населенном пункте РФ показывает, что альтернативность муниципальному предприятию уже обеспечена, поскольку услуги по организации похорон, увековечению памяти и т.д. уже оказывают значительное количество частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. В десятках регионов РФ обязанность оказывать гарантированный перечень услуг по погребению уже лежит на таких предприятиях, не относящихся к публичной форме собственности, опровергая распространенное заблуждение об опасности социальных потрясений при передаче данной функции в частные руки. Более того, в одном населенном пункте может быть несколько организаций и предпринимателей, оказывающих услуги согласно «гарантированному перечню».
Практика показывает, что многие негосударственные предприятия готовы осуществлять захоронения т.н. «безродных», в пределах тех сумм, которые установлены гарантированным перечнем, поэтому по данной функции целесообразно скорее проводить конкурс, нежели оставлять ее за муниципальной службой монопольно.
2. Как изменятся бюджетные доходы и расходы после приватизации муниципального предприятия?
Возобновление основных средств ритуально похоронной сферы (покупка катафального транспорта, строительство и открытие салонов-магазинов) ляжет на частные компании. В то время как обычно бюджетное финансирование города предоставляется на невозвратной основе.
При приватизации муниципального предприятия (имущества) казна получит доходы от приватизации и избежит угрозы банкротства данного предприятия и утраты имущества по требованию кредиторов.
Анализ отчета о прибылях и убытках муниципального предприятия практически всегда демонстрирует весьма незначительную прибыль или незначительный убыток. Как правило муниципальное образование не получает никаких доходов от деятельности своего муниципального предприятия или получает мизерные по отношению к реальной стоимости его основных средств и оборотного капитала. Реформирование (приватизация или выделение коммерческой функции) приводит к росту прибыли, и, следовательно, налоговых поступлений от всего ритуально-похоронного сектора в целом.
Реальные расходы на покрытие «специализированным службам» суммы бесплатных услуг по захоронению «безродных» могут незначительно увеличиться, но при этом будут покрыты доходами от оказания услуг по захоронению на специально подготовленных участках кладбищ, которые не будут покрывать зачастую неоправданные и неконтролируемые затраты муниципального предприятия. Бюджетный процесс приобретет прозрачность и предсказуемость.
3. Каков же смысл статуса «специализированной службы по вопросам похоронного дела»?
Судебная практика в РФ однозначно определяет смысл понятия «специализированной службы по вопросам похоронного дела» и связанные с этим нормы ФЗ «О погребении и похоронном деле». Данный закон устанавливает обязанность специализированных служб оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе – что является гарантией населению. Толкование органами местного самоуправления закона таким образом, что ритуальные услуги может оказывать только специализированная служба, не основано на законе. Создание специализированной службы, и выполнение ею своих функций, – это обязанность, которая не дает и не может давать никаких дополнительных прав.
Граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, осуществляющего услуги по захоронению умершего (ст.ст. 1, 421 ГК РФ), поскольку названным федеральным законом какие-либо ограничения в составе субъектов, обладающих правом на оказание такого рода услуг, не установлены, что и подтверждается сложившейся судебной практикой по данному вопросу.
4. Как сохранить профиль приватизируемого предприятия ритуальной сферы?
Сохранить профиль приватизируемого предприятия ритуальной сферы можно уставом открытого акционерного общества как при его учреждении, так и при внесении имущества в уставный капитал другого акционерного общества. В этом случае, возможно предусмотреть исключительные виды деятельности предприятия и ограничить возможность внесения изменений в соответствующие статьи устава.
Ограничение на смену профиля муниципального унитарного предприятия при продаже муниципального имущества также может быть наложено собственником его имущества при продаже муниципального имущества на конкурсе, или по результатам доверительного управления (См. соответствующие разделы выше в разделе «Приватизация в рамках закона РФ «О приватизации»).
5. Как организовать управление кладбищами города?
Кладбище являются важнейшим объектом ритуально похоронной сферы, не подлежащим приватизации. Управление кладбищем после приватизации муниципального унитарного предприятия может производиться органом местного самоуправления непосредственно или через специальное муниципальное учреждение.
Управление кладбищем можно разделить на два направления:
а) благоустройство и поддержание в соответствии с санитарными и иными нормами – что в соответствии с бюджетным кодексом РФ, является муниципальным бюджетным заказом (муниципальным контрактом), подрядчик для которого должен выбираться на открытом конкурсе, если иное не установлено правовым нормативным актом органа местного самоуправления;
б) организация учета захоронений и надгробных памятников, выдача разрешений на захоронение – что является системной функцией, которая должна быть сосредоточена в рамках муниципального учреждения, без ее совмещения с любыми иными коммерческими функциями.
Возможность же осуществления работ на кладбище должна предоставляться любым гражданам и организациям на принципе свободного не дискриминационного доступа по единому прейскуранту. Цены на места захоронения, оформление документов должны устанавливаться органом местного самоуправления непосредственно либо под его контролем. Для этого органом местного самоуправления должны быть утверждены правила функционирования кладбищ, четко определяющие порядок доступа граждан и организаций для проведения проведения захоронений и работ.